Симуляционная клиника-аккредитационный центр
Создание симуляционных центров в медицинских ВУЗах – это необходимый шаг приобретения и повышения профессиональных навыков у студентов и врачей различных специальностей. Внедрение симуляционного обучения позволит повысить качество профессиональной подготовки медицинских кадров, следовательно, качество оказываемой ими помощи.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ подготовило ряд документов, регламентирующих создание и использование в обучении симуляционных методик:
  • Приказ Минздравсоцразцития РФ от 15.01.2007 № 30 «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам»;
  • Приказы Минздравсоцразцития РФ от 05.12.2011 № 1475 и № 1476н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессио-нального образования», в которых утверждается обучающий симуляционной курс для ординаторов составляет 108 академических часов (3 зачётные единицы), для интернов-72 академических часа (2 зачётные единицы).
  • В письме Минздравсоцразцития РФ от 18.04.2012 № 16-2/10/2-3902 «О порядке организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам» уточняется, что подготовка по программы послевузовского профессионального образо-вания в интернатуре и ординатуре в соответствии с вышеуказанными приказами осуществ-ляется с 2012/13 г. и к практике могут быть допущены лица, успешно освоившие дисцип-лины образовательной программы и завершившие обучающий симуляционный курс.
Внедрение в практику подготовки выпускников медицинских учебных заведений, молодых специалистов и в систему непрерывного профессионального развития симуляционных методов обучения является необходимостью и утверждено законодательно.
Симуляционная клиника – аккредитационный центр является структурным подразделением Центра постдипломного образования и симуляционного обучения медицинского института БФУ им. И. Канта. Симуляционный центр начал активную работу в 2014-2015 учебных годах. В программу обучения многих дисциплин введены занятия в симуляционном центре, которые в значительной мере облегчают процесс обучения.
Симуляционная клиника – аккредитационный центр оснащен реальным медицинским оборудованием и инструментами, комплексом специализированных тренажеров, роботов-симуляторов, манекенов-имитаторов, электронных фантомов, моделей-муляжей.
ОТКРЫТЬ ПОЛНЫЙ СПИСОК
- роботы-симуляторы новорожденных, детей и взрослых, в том числе, беременных и рожениц, с дистанционным управлением, искусственным интеллектом и системой обратной связи, что позволяет моделировать любые клинические ситуации в педиатрии, хирургии, терапии, акушерстве, гинекологии; отрабатывать навыки оказания помощи как в стационаре, так и в полевых условиях;

- манекены-имитаторы, электронные тренажеры, имитирующие разнообразные физиологические и патологические параметры и состояния, для отработки отдельных навыков, например, ухода за больными, сердечно-легочной реанимации и т.д.;

- лапароскопические виртуальные симуляторы для отработки навыков лапароскопической хирургии.

Симуляционная клиника – аккредитационный центр оборудован по передовым технологиям в соответствии с мировыми стандартами. При обучении курсантов используются самые современные средства и технологии обучения:

- самостоятельное выполнение заданий курсантами без присутствия инструктора (с дистанционным контролем);

- тренировка на виртуальных симуляторах;

- полевые занятия;

- аудио и видео контроль и запись процесса обучения и отработки практических навыков для экспертной независимой оценки;

- on-line трансляция процесса обучения в зал дебрифинга для детального разбора и анализа ошибок;

Принципы симуляционного обучения
Для эффективного симуляционного обучения необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Разработка и внедрение симуляционного обучения в Федеральный государст-венный образовательный стандарт

2. Перечень необходимых компетенций по специальностям, требующих отработки в симуляционном процессе

3. Модульное построение программы обучения в симуляционном центре

4. Создание условий для одновременного обучения специалистов различных медицинских специальностей, с целью выявления лидерских качеств у обучающихся, формирования навыков командной работы.

5. Разработка объективных критериев оценки симуляционного обучения.

6. Создание реестра специалистов, прошедших симуляционное обучение.

7. Создание системы подготовки преподавателей, инструкторов, обеспечивающих процесс симуляционного обучения.

Правила обучения в симуляционной клинике
Перед проведением симуляции преподаватель и обучающиеся теоретически обсуждают тематику занятия, возможно проведение тестового контроля знаний, проговаривают алгоритм действий по конкретному диагнозу. Затем каждому курсанту предоставляется возможность отработать алгоритм неотложной помощи при различных состояниях.

Любое упражнение в тренинге заканчивается обсуждением, подведением итога, - проведением дебрифинга, который позволяет осуществить система MetiVision.

Дебрифинг — это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться ими друг с другом, прорабатывать повторять и запоминать алгоритм действия. После симуляции студенты просматривают видеозапись, на которой они оказывают помощь тем или иным виртуальным пациентам. Затем курсантам необходимо рассказать, что их удовлетворило в своей работе («похвали себя»), затем они говорят, что, по их мнению, необходимо улучшить в их работе, что бы они в следующий раз сделали по-другому. После этого к обсуждению подключается вся группа по тому же алгоритму (что понравилось в работе коллег, что необходимо улучшить). Итог подводит преподаватель, акцентируя внимание студентов на сильные и слабые стороны в их работе, мотивируя их на дальнейшее обучение. Так проходит анализ всех обучающихся, в результате чего мы получаем не только более четкое понимание алгоритма лечебных мероприятий по той или иной клинической ситуации, но и сами обучающиеся будут определять для себя «зону роста» (то к чему им нужно стремиться, для достижения еще более лучшего результата).

Цель симуляции – применение полученных теоретических знаний на практике.

Кроме того, медицинский институт стал участником проекта «Золотой стандарт хирургии». Партнерами этого проекта являются Калининградская областная клиническая больница, медицинский факультет и клинический госпиталь Варминьско-Мазурского университета (Польша), а реализовался при финансовой поддержке Европейского союза. Основная цель проекта - создание трансграничного Центра повышения квалификации врачей и обучение студентов-медиков в г. Калининграде (РФ) и г. Ольштыне (Польша). В рамках проекта студенты, ординаторы медицинского института посетили симуляционной центр медицинского факультета Ольштынского университета.
Основные задачи симуляционного обучения
1. Формирование алгоритма оказания помощи при неотложных и критических состояниях, принятия решений.
2. Преодоление у будущих врачей психологического барьера при оказании помощи больному в критическом состоянии.
3. Выявление лидерских качеств среди участников симуляции.
4. Формирование опыта командной работы смежных специалистов.
5. Обучения взаимоотношениям врач - медицинская сестра.

Полученный опыт работы в команде будет востребован в повседневной работе врача не только в оказании медицинской помощи больным, но и при необходимости – во взятии на себя ответственности за их жизнь.
Программы и курсы
В настоящее время разработана и реализуется программа симуляционного обучения «Базовая реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция». Это совместный проект с Европейским и Российским национальным советами по реанимации. В 2015 году был реализован проект «Проведение сертификационного мастер-класса-по сердечно-лёгочной реанимации для интернов и ординаторов Медицинского института». Тренерами-преподавателями были член Президиума Бельгийского национального совета по реанимации, вице-председатель Международного согласительного комитета по базовой реанимации ЕСР, доцент по неотложной терапии Левенского католического университета В. Реньер и заведующий лабораторией критических состояний НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского, кандидат медицинских наук Кузовлев А.Н. На курсах был проведен аудит работы Российского Национального совета. Г-ном В. Реньером была дана высокая оценка работы Совета и медицинского института.

Планируемые курсы:

1. Базовая сердечно-лёгочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция (курс провайдеров)
2. Базовая сердечно-лёгочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция (курс инструкторов)
3. Неотложные состояния в клинике внутренних болезней
4. Освежающий курс пропедевтики внутренних болезней
Преподавательский состав
В настоящее время руководителем симуляционной клиники-аттестационного центра является доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургических дисциплин Литвин Андрей Антонович.

Преподавательский состав:

  • Перепелица Светлана Александровна - д.м.н., профессор кафедры хирургических дисциплин;
  • Шитова Елена Сергеевна - к.м.н., ассистент кафедры терапии;
  • Серебряков Максим Сергеевич - ассисент СКАЦ;
  • Халматов Тимур Русланович - ассистент СКАЦ;
  • Князева Мария Владимировна.
Активное участие в работе центра принимают также заведующий кафедрой хирургических дисциплин – кандидат медицинских наук, Вайсбейн Игорь Зиновьевич, доцент кафедры хирургии, – кандидат медицинских наук, Бут-Гусаим Валерий Иванович.
Материалы
5-6 октября 2017 г. в Москве состоялись VIII международная конференция "РОСМЕДОБР-2017. Инновационные обучающие технологии в медицине" и VI Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине "РОСОМЕД-2017", в которых приняли участие сотрудники СКАЦ:
Расписание занятий на базе учебно-симуляционного центра на 1 семестр 2018-2019 учебного года
Контакты центра:

Адрес: 236022 Калининград, ул. Боткина 4/6
Тел.: +74012595595 доб. 6520
E-mail: simcentrum@yandex.ru