В медицинском институте БФУ им. И. Канта развиваются два основных, причем равноценных, направления – высшее и среднее медицинское образование. Оба эти направления одинаково важны для здравоохранения. Ведь просто нереально представить больницу, где есть только врачи без медсестер, родильный дом без акушерок, а аптеку – без фармацевтов.
Развитие российского здравоохранения многогранно, но один из основных векторов развития – это особое внимание к уровню среднего медицинского персонала.
Именно поэтому мы считаем важным задать несколько вопросов ведущему менеджеру по программам среднего профессионального образования Евангуловой Галине Андреевне.
- Галина Андреевна, в следующем году высшему медицинскому образованию в нашем университете исполняется 10 лет. Если мы будем говорить о среднем профессиональном медицинском образовании, то какова его история? По каким основным направлениям идет развитие?
Галина Андреевна Евангулова: «Мы относимся к наиболее старым учебным направлениям нашего региона. Фельдшерско-акушерская школа, где могли обучаться только будущие фельдшера и акушеры, так как в них больше всего нуждалась молодая Калининградская область, была открыта в 1947 году.
В 1954 году школа была переименована в Медицинское училище, и дополнительно был открыт набор на специальность «Сестринское дело», позже – на «Фармацию», «Стоматологию ортопедическую», «Стоматологию», «Лабораторную диагностику», «Медико-профилактическое дело».
В 2000 году училище было преобразовано в Медицинский колледж, который в 2008 году вошел в состав медицинского факультета, а впоследствии и медицинского института БФУ им. И. Канта.
В настоящее время реализуются программы «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Стоматология ортопедическая», «Фармация», «Лабораторная диагностика». По всем направлениям идет обучение в соответствии с современными образовательными технологиями и требованиями российского практического здравоохранения».
- Расскажите, пожалуйста, хорошо ли развита возможность отработки практических навыков у наших студентов на основе полученных теоретических знаний? Кроме того, работают ли студенты на оборудовании учебно-симуляционного центра медицинского института, с различными муляжами?
Г.А.: «Особенность нашего среднего медицинского образования – это хорошая практическая подготовка выпускников, которые могут оказать не только экстренную медицинскую помощь, но и прекрасно разбираются практически в любой патологии. Наряду с получением теоретических знаний в кабинетах клинических дисциплин происходит отработка обязательных практических навыков.
Кроме того, по всем изучающимся дисциплинам, существует учебная практика. Это очень важный элемент обучения. Студенты на такой практике под контролем преподавателя отрабатывают мануальные навыки, приобретая практический опыт либо в кабинетах доклинической практики, либо в отделениях ведущих больниц.
Учебные практические занятия проходят в лучших стационарах области, где студенты работают на посту, присутствуют на операциях, работают в процедурных и перевязочных кабинетах под контролем преподавателей, медицинских сестер и врачей. Студенты всех специальностей также проходят производственную и преддипломную практику в лечебных учреждениях г. Калининграда и Калининградской области.
Большое значение мы уделяем приобретению опыта в европейских странах.
На основании договора о сотрудничестве между БФУ им. И. Канта и Клайпедским университетом г. Клайпеды, БФУ им. И. Канта и Полицеальной школой г. Ольштына, многие наши студенты специальностей «Лечебное дело» и «Фармация» проходят производственную практику в лечебных и фармацевтических учреждениях г. Клайпеды (Литва) и г. Ольштына (Польша).
В настоящее время, благодаря наличию учебно-симуляционного центра, обучающиеся часть занятий проводят именно там, работая на современных симуляторах и муляжах. Тем самым они, несомненно, повышают свои профессиональные навыки».
- Галина Андреевна, скажите несколько слов о кадровом составе института (звене СПО), преподавателях, которые вводят наших студентов в такую ответственную профессию медицинского работника.
Г.А.: «Учебный процесс обеспечивает около ста преподавателей, из них 65% являются штатными. Большинство преподавателей имеют высшую, первую квалификационные категории, а также ученую степень «кандидат медицинских наук». Преподаватели постоянно повышают свой профессиональный уровень на базе не только БФУ им. И. Канта, но и институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска. Очень важно, что они имеют большой стаж работы в практическом здравоохранении.
Среди наших лучших преподавателей – кандидаты медицинских наук Шарова Н.В. и Овсянникова Р.С., прекрасные педагоги – Солодовник Л.И., Манейло Т.А., Сергеева Л.В. и многие другие. В этом году на преподавательскую работу также пришли выпускники высшего и среднего профессионального образования медицинского института».
- Помимо усердной учебы, есть ли у студентов возможности проявить себя в каких-то других сферах деятельности: спорт, творчество и др. Насколько разнообразна студенческая жизнь у ребят?
Г.А.: «Несомненно, это очень важный компонент студенческой жизни. Студенты успевают не только учиться, но и участвовать в таких сферах деятельности, как спорт, благотворительная деятельность (курация воспитанников детских домов), участие в концертах и фестивалях, а также во всех мероприятиях института и университета.
Особое внимание мы уделяем научной работе, а также участию наших студентов в международных конференциях, в частности – в Клайпедском университете (Литва) и Варминьско-Мазурском университете (Польша), с последующей публикацией их работ в научных журналах.
Наши студенты регулярно отличаются в Спартакиаде БФУ им. И. Канта, занимая вторые и третьи места по разным видам состязаний. За всеми этими достижениями студентов, конечно же, стоит талант наших студентов и профессионализм преподавателей».
- Хотелось бы также затронуть тему трудоустройства. Могут ли выпускники работать сразу после окончания института, нет ли проблем с вакантными местами?
Г.А.: «Выпускники среднего профессионального образования очень востребованы в практическом здравоохранении г. Калининграда и Калининградской области. По результатам мониторинга трудоустройства могу ответить, что более 95% наших выпускников устраиваются по своей специальности в государственные или частные организации практического здравоохранения (остальные находятся в декрете, поступают в ВУЗы, уезжают для работы за границу и т.д.). Это относится к специальностям «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «лабораторная диагностика». Выпускники специальностей «Фармация», «Стоматология ортопедическая» устраиваются в любые государственные и частные лечебные учреждения. Наши выпускники одновременно с дипломом по специальности получают и сертификаты специалиста, на основании которого они могут работать сразу после выпуска. Как я уже говорила выше, прекрасная практическая подготовка, полученная у нас, позволяет не просто искать работу, но часто выбирать между несколькими предложениями из государственных или частных медицинских учреждений».
- В 2014-м году впервые был осуществлен набор по специальности "Сестринское дело" на базе 9 классов. Планируется ли это снова? Кроме того, будет ли возобновление набора на такую специальность, как "Лабораторная диагностика"?
Г.А.: «Да, конечно. Мы считаем, что это очень перспективное направление и всячески будем его поддерживать. В 2015 году обязательно будет набор на базе 9 классов общеобразовательного учреждения по специальности «Сестринское дело». В текущем году также возобновляется набор по специальности «Лабораторная диагностика», квалификация – «медицинский лабораторный техник». К сожалению, школьники просто не представляют насколько интересная эта специальность. Ведь в настоящее время, в связи с развитием новых технологий, медицинский лабораторный техник практически не имеет прямого контакта с биологическими материалами (моча, кал и т.д.).
Современное оборудование, в частности, анализаторы, выполняют функцию определения необходимой дозы биологического материала для анализов, проводят сами анализы и выдают готовый результат на мониторе компьютера, затем распечатывает его на бланке. Данная специальность очень важна в практическом здравоохранении и необходима для правильной постановки диагноза, назначения правильного лечения. Выпускники могут работать в лабораториях лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских лабораториях».
- Расскажите, пожалуйста, немного про профессиональную переподготовку выпускников. Развита ли она и по всем ли специальностям?
Г.А.: «Выпускники среднего профессионального образования вместе с дипломом получают сертификаты специалиста. Каждые 5 лет на базе нашего института они проходят повышение квалификации по своей специальности. Ежегодно через систему переподготовки проходит более 2 тысяч специалистов. Мы с гордостью можем говорить, что выпускники СПО работают не только в Калининградской области или других регионах России, но и за рубежом – в Италии, Канаде, Бельгии и в иных государствах».
- Галина Андреевна, что Вы можете посоветовать, возможно, пожелать нашим будущим абитуриентам?
Г.А.: «Абитуриентам пожелаю выбрать именно наш медицинский институт, получить среднее профессиональное медицинское образование именно здесь! Особо стоит отметить, что для поступления на СПО не требуется сдавать ЕГЭ! Для поступления к нам достаточно успешно закончить 9 или 11 класс и любить медицину. Конкурс среди поступающих осуществляется на основании среднего балла аттестата.
Профессия, которую мы даем, безусловно, нужна не только нашему обществу, но и каждой семье. Сделайте правильный выбор и поступайте к нам на среднее медицинское образование».
- Большое спасибо Вам за интервью!
Наверное, необходимым моментом является отображение впечатлений от учебы и практики самих студентов. Ведь именно для них прилагается столько усилий со стороны руководства института и преподавателей по совершенствованию учебного процесса, по развитию прогресса в материально-техническом обеспечении учебных и доклинических кабинетов.
У наших будущих медицинских работников мы узнали, что способствовало их выбору профессии, какие сложности (куда же без них!) им приходится преодолевать на пути к своей цели и что бы они посоветовали ребятам, которые придут получать среднее профессиональное медицинское образование в ближайшее время.
- Чем вы руководствовались при выборе вашей медицинской специальности?
Елена Питенко, студентка специальности «Акушерское дело»: «При выборе профессии я четко знала, что хочу помогать людям, быть нужной. Акушерское дело мне больше всего пришлось по душе, по моему мнению, дети - это прекрасно, как и участие в их появлении на свет».
Виктория Скобялко, студентка специальности «Сестринское дело»: «Я придерживалась своих интересов, желаний и способностей».
- С какими ожиданиями и планами вы поступали?
Елена Питенко: «Планы были и есть отучиться, получить диплом и самое главное - стать отличным профессионалом своего дела!»
Виктория Скобялко: «Конечно, хотелось обучаться на бюджетной основе, получая при этом хорошие знания».
- У некоторых выпускников школ бытует мнение, что если идти в медицину, то только на высшее образование. Как ваше мнение?
Елена Питенко: « Думаю, что это неправильно и немного наивно. Я не знаю ни одной больницы или родильного дома, где работают только врачи. Считаю, что именно выпускники среднего медицинского профессионального образования – медицинские сестры, фельдшера, акушерки, лаборанты, составляют основу медицины».
Виктория Скобялко: «На высшем образовании в общей сложности учиться 8 лет, а на среднем – только 3-4 года и ты настоящий специалист. А дальше все в твоих руках – хочешь иди работай по специальности, а хочешь – поступай на высшее образование».
- Интересно ли учиться?
Елена Питенко: «Безумно интересно, я утром просто бегу на учебу! Когда занимаешься своим любимым делом, то все в радость».
Виктория Скобялко: «Безумно интересно! Все необычно и завораживающе».
- Расскажите, пожалуйста, о трудностях, с которыми тебе приходится сталкиваться в течение учёбы.
Елена Питенко: «Трудности в изучении есть и будут еще. Нужно знать большой объем информации и, что не менее важно, уметь его применять».
Виктория Скобялко: «Расписание тяжелое, приходится тратить много сил также и во внеучебное время, готовясь к занятиям. Но это стоит того!»
- Практическая отработка теоретических навыков - важная, неотъемлемая часть процесса обучения. Как вы считаете, развита ли у нас возможность реализации её у студентов?
Елена Питенко: «Думаю, что развита. На практике я влюбилась в свою будущую профессию окончательно!»
Виктория Скобялко: «Развита и очень хорошо! Все возможности для реализации в этом плане есть, главное – желание студента».
- Какие у вас планы на профессиональное будущее?
Елена Питенко: «Получить диплом и пойти работать по специальности, заниматься своим любимым делом! Возможно, и до главной акушерки дослужиться, но пока это только планы на далекое будущее».
Виктория Скобялко: «Найти работу по специальности, возможно, пойти учиться дальше».
- Что бы вы хотели сказать или пожелать нашим будущим абитуриентам?
Елена Питенко: «Ребята, не бойтесь поступать и идти к своей мечте и целям! Поступайте на акушерское отделение - это лучшее отделение! Работа будет приносить только положительные эмоции, профессия очень востребована на рынке труда. Ждем всех в наш институт!».
Виктория Скобялко: «Поступить и учиться, учиться и еще раз учиться! Полюбить свою профессию и гордиться ею, пережить все трудности и невзгоды, в будущем это обязательно принесет свои плоды».
Получение диплома и сертификата специалиста – ответственный шаг в жизни «бывшего» студента, но отнюдь не заключительный. Ему предстоит выбрать место работы, на котором он впоследствии будет трудиться со знанием дела, усердием и старанием.
Мы не могли не обратиться к одному из представителей профессии, под чьим руководством в качестве работодателя будут исполнять свои обязанности выпускники. Слово предоставили главной медицинской сестре Клинической областной больницы, главному специалисту МЗ области по управлению сестринской деятельностью, специалисту по организации сестринского дела высшей категории, отличнику здравоохранения Наталье Константиновне Андросовой.
- Наталья Константиновна, как бы Вы оценили качество подготовки, умения выпускников нашего медицинского института, которые в настоящее время работают под вашим руководством?
Наталья Константиновна Андросова: "Я всегда отмечаю, что престиж нашей профессии со временем неизменно повышается, это зависит также и от вас – студентов, настоящих, а также будущих специалистов. Поэтому в последние годы наблюдаю ещё более дисциплинированных и целеустремленных в профессиональном плане выпускников, чем это было раньше. Кроме того, про подготовку могу отметить, что базисные предметы и базовые практические умения у них определенно усвоены на должном уровне. По моему мнению, база для обучения в отделение СПО медицинского института была и остаётся до сих пор очень хорошей".
- Есть ли вакантные рабочие места, если мы будем говорить о Клинической областной больнице?
Н.К.: "На данный момент конкретно в медицинских сестрах мы не нуждаемся. За последние 4 года к нам пришли работать 13 человек. Пока все работники, в том числе и недавние выпускники, справляются со своими профессиональными обязанностями. Возможно, в последующем ситуация изменится, в любом случае, мы всегда рады видеть на рабочих местах выпускников нашего медицинского института. Но это касается только одной нашей больницы. Знаю, что практически во всех остальных больницах региона есть большая потребность в медицинских сестрах, лаборантках, фельдшерах, акушерках и фармацевтах».
- Наталья Константиновна, что вы можете рассказать про взаимодействие студентов во время обучения с персоналом больницы и пациентами?
Н.К.: "Надо сказать, что для будущего среднего медперсонала одной из баз для прохождения учебной и производственной практики является наша больница. Каждая практика начинается с ознакомления студентов с историей больницы, некоторыми правилами, которые они должны соблюдать. Конфликтных ситуаций в последнее время не бывает. Условия для ребят улучшаются с каждым годом, так как больница в техническом плане действительно преображается".
- Есть ли у вас пожелания будущим медицинским работникам, которые в данный момент получают образование, нашим будущим абитуриентам?
Н.К.: "Уважаемые коллеги! Вы выбрали самую гуманную профессию. Несмотря ни на что, вы не должны в ней разочаровываться. Самое прекрасное - помогать пациентам и видеть в ответ их благодарные глаза. Желаю вам набраться терпения и, невзирая на трудности, продолжить идти по жизни со своей профессией".
- Большое спасибо Вам за интервью!
Конечно же, с огромным интересом были услышаны отзывы и самих выпускников, которые совсем, казалось бы, недавно сошли со студенческой скамьи, а сегодня уже вовсю стараются приложить все свои усилия на благо пациентов.
- Много ли было возможностей в выборе работы после окончания института?
Любовь Журакова, медицинская сестра травматологического отделения КОКБ, выпуск-2011: «Достаточно, но выбор пал именно на это лечебное учреждение, так как именно здесь во время первых учебных и производственных практик я многому научилась, в итоге очень хотелось, чтобы меня приняли сюда».
Валентина Локоченко, медицинская сестра отделения челюстно-лицевой хирургии КОКБ, выпуск-2014: «Да, были встречи с разными работодателями, но я выбрала именно эту больницу».
- Были какие-то сомнения, работать по специальности или нет?
Любовь Журакова: «Однозначно нет! Без медицины свою жизнь не представляю».
Валентина Локоченко: «Изначально колебалась, особого желания работать в больнице не было, но преддипломная практика изменила мое отношение, и после нее я утвердилась во мнении, что необходимо работать по специальности».
- Пригодилась ли в работе оттачивание практических навыков, продолжавшееся в течение учебы?
Любовь Журакова: «Да, конечно. Первое время присутствовало волнение, но уверенность в своих знаниях, которые в нас вложили, действительно очень помогала успокоиться, взять себя в руки и достойно выполнять свою работу».
Валентина Локоченко: «Несомненно, то, чему мы научились во время практики, дало основную базу практических умений, а уже в процессе работы стали вырабатываться конкретные специальные навыки».
- Были ли какие-то трудности, когда вы начали работать? Если да, то как вы их преодолели?
Любовь Журакова: «Могу сказать, что нет. Коллектив принял хорошо, работа также стала успешно складываться. «Сноровка» пришла довольно-таки быстро. Много сил дают благодарные лица пациентов, это многого стоит».
Валентина Локоченко: «Да, поначалу было сложновато, так как это моя первая в жизни работа. Но со временем я спокойно ко всему адаптировалась».
- В настоящее время в институте обучаются ребята, которые сегодня-завтра уже будут пробовать себя в профессии. Что бы вы им посоветовали, пожелали?
Любовь Журакова: «Ребятам, осознанно выбравшим эту профессию, хочу пожелать не сворачивать со своего пути, не страшиться перед началом работы. Если это действительно «ваше», то все обязательно будет хорошо!»
Валентина Локоченко: «Нужно идти работать в той сфере, в отношении которой есть искреннее желание. Учитывать свою «предрасположенность», способности, а не поддаваться уговорам со стороны».
В заключение хотелось бы привести слова, которые являются, возможно, наиболее говорящей характеристикой уровня образования на отделениях СПО медицинского института. Речь идет об искренней благодарности от людей, ради здоровья которых ребята учатся, преодолевают различные препятствия и трудности, чтобы в итоге стать профессионалами своего дела – от пациентов.
«Уважаемые коллеги!
Передаю искренние слова благодарности от моей соседки за отличную подготовку фельдшеров скорой помощи. Ваша выпускница Конкина Нина Павловна, фельдшер 38 бригады скорой помощи, очень молоденькая девушка, проявила не только профессиональное мастерство, начиная с полного осмотра пациента и заканчивая кардиограммой и внутривенной инъекцией, но и такие тонкие, неизмеримые и неуловимые человеческие качества, как ВНИМАНИЕ к больному, умение из бессвязных, неинформативных фраз пациента выстроить анамнез, задавая правильные уточняющие и наводящие вопросы, умение объяснить причины болезненного состояния и принцип действия принимаемых медикаментов. Отдельно хотелось бы отметить такие качества Вашей выпускницы, как собранность, терпение, спокойствие, уверенность и в то же время способность исключать побочные симптомы.
От себя добавлю, что я присутствовала во время визита. Скорая приехала через 10 минут после вызова. Молоденькая девушка-фельдшер ОДНА виртуозно работала 45 минут. Её слова и действия мне напомнили мою бабушку - врача с 50-летним стажем (я фактически выросла в её кабинете и знаю наизусть, что должен говорить и делать врач). Моя соседка вызывает скорую довольно часто, но впервые она была поражена высоким профессионализмом медицинского работника. Положительные отзывы о Ваших выпускниках я слышу не впервые, но только сегодня своими глазами увидела одну из них в реальной ситуации.
Коллеги, огромное Вам спасибо за подготовку таких специалистов!!!!! Передайте, пожалуйста, благодарность всем преподавателям, которые не только УЧИЛИ, но и ВОСПИТЫВАЛИ таких выпускников. Здоровья Вам крепкого, долгих лет жизни, сил и терпения.
С уважением, Г.В. Яновская»